Многие гости столицы задаются вопросом - во сколько открывается метро в Москве в 2020 году? Московский метрополитен — метрополитен в Москве и частично в Московской области. Является рельсовым внеуличным (преимущественно подземным) городским общественным транспортом на электрической тяге, был исторически первым и крупнейшим метро в СССР.
Московское метро — шестое в мире по интенсивности использования после метрополитенов Пекина, Токио, Сеула, Шанхая и Гуанчжоу. Многие станции московского метро являются памятниками архитектуры. Эксплуатацию метрополитена осуществляет ГУП «Московский метрополитен» (полное название: государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина»).
Первая линия открылась 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую».
Система состоит из 13 линий (2 из которых впоследствии соединятся в одну) общей протяжённостью 346,6 км в двухпутном исчислении, без учёта монорельса и МЦК. В Московском метрополитене 206 станций, 44 из которых признаны объектами культурного наследия.
До 2020 года по планам правительства Москвы должны быть построены ещё 35 станций, а протяжённость линий должна возрасти более чем на 70 км.
Название станции | Открытие (четные/нечетные дни) |
Закрытие (четные/нечетные дни) |
---|---|---|
Тёплый стан | 05:30 | 01:00 |
Шаболовская | 05:30 | 01:00 |
Медведково | 05:30 | 01:00 |
Бабушкинская | 05:30 | 01:00 |
Проспект Мира | 05:30 | 01:00 |
Свиблово | 05:20 | 01:00 |
Ботанический сад | 05:20 | 01:00 |
ВДНХ | 05:25 | 01:00 |
Алексеевская | 05:30 | 01:00 |
Рижская | 05:30 | 01:00/01:01 |
Сухаревская | 05:30 | 01:00 |
Тургеневская | 05:30 | 01:00 |
Китай-город | 05:30 | 01:00 |
Октябрьская | 05:30 | 01:00 |
Ленинский проспект | 05:30 | 01:00 |
Академическая | 05:25 | 01:00 |
Профсоюзная | 05:25 | 01:00 |
Новые Черёмушки | 05:20 | 01:00 |
Калужская | 05:30 | 01:00 |
Беляево | 05:30 | 01:00 |
Коньково | 05:30 | 01:00 |
Ясенево | 05:30 | 01:00 |
Новоясеневская | 05:30 | 01:00 |
Название станции | Открытие (четные/нечетные дни) |
Закрытие (четные/нечетные дни) |
---|---|---|
Фонвизинская | 05:30 | 01:00 |
Петровско-Разумовская | 03:00 | 03:00 |
Бутырская | 05:30 | 01:00 |
Марьина роща | 05:30 | 01:00 |
Достоевская | 05:30 | 01:00 |
Трубная | 05:30 | 01:00 |
Сретенский бульвар | 05:30 | 01:00 |
Чкаловская | 05:30 | 01:00 |
Римская | 05:30 | 01:00 |
Крестьянская застава | 05:30 | 01:00 |
Дубровка | 05:30 | 01:00 |
Кожуховская | 05:30 | 01:00 |
Печатники | 05:25 | 01:00 |
Волжская | 05:30 | 01:00 |
Люблино | 05:30 | 01:00 |
Братиславская | 05:30 | 01:00 |
Марьино | 05:30 | 01:00 |
Борисово | 05:30 | 01:00 |
Шипиловская | 05:30 | 01:00 |
Зябликово | 05:30 | 01:00 |
Название станции | Открытие (четные/нечетные дни) |
Закрытие (четные/нечетные дни) |
---|---|---|
Бульвар адмирала Ушакова | 05:30 | 01:00 |
Битцевский парк | 05:30 | 01:00 |
Лесопарковая | 05:30 | 01:00 |
Улица Скобелевская | 05:30 | 01:00 |
Улица Горчакова | 05:30 | 01:00 |
Бунинская аллея | 05:30 | 01:00 |
Название станции | Открытие (четные/нечетные дни) |
Закрытие (четные/нечетные дни) |
---|---|---|
Боровицкая | 05:30 | 01:00 |
Улица академика Янгеля | 05:30 | 01:00 |
Алтуфьево | 05:30 | 01:00 |
Бибирево | 05:30 | 01:00 |
Отрадное | 05:30 | 01:00 |
Владыкино | 05:20 | 01:00 |
Петровско-Разумовская | 05:20 | 01:00 |
Тимирязевская | 05:25 | 01:00 |
Дмитровская | 05:20 | 01:00 |
Савёловская | 05:30 | 01:00 |
Менделеевская | 05:30 | 01:00 |
Цветной бульвар | 05:30 | 01:00 |
Чеховская | 05:30 | 01:00 |
Полянка | 05:30 | 01:00 |
Серпуховская | 05:30 | 01:00 |
Тульская | 05:30 | 01:00 |
Нагатинская | 05:30 | 01:00 |
Нагорная | 05:30 | 01:00 |
Нахимовский проспект | 05:30 | 01:00 |
Севастопольская | 05:25 | 01:00 |
Чертановская | 05:25 | 01:00 |
Южная | 05:30 | 01:00 |
Пражская | 05:30 | 01:00 |
Аннино | 05:30 | 01:00 |
Бульвар Дмитрия Донского | 05:30 | 01:00 |
Название станции | Открытие (четные/нечетные дни) |
Закрытие (четные/нечетные дни) |
---|---|---|
Варшавская | 05:25 | 01:00 |
Каховская | 05:30 | 01:00 |
Название станции | Открытие (четные/нечетные дни) |
Закрытие (четные/нечетные дни) |
---|---|---|
Речной вокзал | 05:30 | 01:00 |
Водный стадион | 05:30 | 01:00 |
Белорусская | 05:30 | 01:00 |
Войковская | 05:30 | 01:00 |
Сокол | 05:20 | 01:00/01:01 |
Аэропорт | 05:20 | 01:00 |
Динамо | 05:25 | 01:00 |
Маяковская | 05:30 | 01:00 |
Павелецкая | 05:30 | 01:00 |
Новокузнецкая | 05:30 | 01:00 |
Автозаводская | 05:30/05:35 | 01:00 |
Технопарк | 05:30 | 01:00 |
Коломенская | 05:30 | 01:00 |
Каширская | 05:25 | 01:00 |
Кантемировская | 05:35 | 01:00 |
Царицыно | 05:30 | 01:00 |
Орехово | 05:30 | 01:00 |
Домодедовская | 05:30 | 01:00 |
Красногвардейская | 05:30 | 01:00 |
Алма-Атинская | 05:30 | 01:00 |
Название станции | Открытие (четные/нечетные дни) |
Закрытие (четные/нечетные дни) |
---|---|---|
Октябрьское поле | 05:30 | 01:00 |
Кузнецкий мост | 05:30 | 01:00 |
Полежаевская | 05:30 | 01:00 |
Планерная | 05:30 | 01:00 |
Сходненская | 05:30 | 01:00 |
Тушинская | 05:30 | 01:00 |
Спартак | 05:30 | 01:00 |
Щукинская | 05:30 | 01:00 |
Беговая | 05:30 | 01:00 |
Улица 1905 года | 05:30 | 01:00 |
Баррикадная | 05:30 | 01:00 |
Таганская | 05:30 | 01:00 |
Пушкинская | 05:30 | 01:00 |
Пролетарская | 05:30 | 01:00 |
Волгоградский проспект | 05:30 | 01:00 |
Текстильщики | 05:30 | 01:00 |
Кузьминки | 05:30 | 01:00 |
Рязанский проспект | 05:25 | 01:00 |
Выхино | 05:25 | 01:00 |
Лермонтовский проспект | 05:30 | 01:00 |
Жулебино | 05:30 | 01:00 |
Котельники | 05:30 | 01:00 |
Название станции | Открытие (четные/нечетные дни) |
Закрытие (четные/нечетные дни) |
---|---|---|
Краснопресненская | 05:30 | 01:00 |
Белорусская | 05:25 | 01:00 |
Новослободская | 05:30 | 01:00 |
Проспект Мира | 05:30 | 01:00 |
Таганская | 05:30 | 01:00 |
Комсомольская | 05:30 | 01:00 |
Павелецкая | 05:30 | 01:00 |
Курская | 05:30 | 01:00 |
Добрынинская | 05:30 | 01:00 |
Октябрьская | 05:30 | 01:00 |
Киевская | 05:30 | 01:00 |
Парк культуры | 05:30 | 01:00 |
Название станции | Открытие (четные/нечетные дни) |
Закрытие (четные/нечетные дни) |
---|---|---|
Щёлковская | 05:30 | 01:00 |
Кунцевская | 05:30 | 01:00 |
Первомайская | 05:30 | 01:00 |
Измайловская | 05:25 | 01:00 |
Партизанская | 05:25 | 01:00 |
Семёновская | 05:25 | 01:00 |
Электрозаводская | 05:30 | 01:00 |
Бауманская | 05:30 | 01:00 |
Курская | 05:30 | 01:00 |
Площадь Революции | 05:30 | 01:00 |
Парк Победы | 05:25 | 01:00 |
Смоленская | 05:30 | 01:00 |
Арбатская | 05:30 | 01:00 |
Киевская | 05:30 | 01:00 |
Славянский бульвар | 05:30 | 01:00 |
Молодёжная | 05:30 | 01:00 |
Крылатское | 05:30 | 01:00 |
Строгино | 05:30 | 01:00 |
Мякинино | 05:30 | 01:00 |
Волоколамская | 05:30 | 01:00 |
Митино | 05:30 | 01:00 |
Пятницкое шоссе | 05:30 | 01:00 |
Название станции | Открытие (четные/нечетные дни) |
Закрытие
|
---|---|---|
Охотный ряд | 05:30 | 01:00 |
Красные ворота | 05:25 | 01:00 |
Бульвар Рокоссовского | 05:30 | 01:00 |
Черкизовская | 05:25 | 01:00 |
Преображенская площадь | 05:30 | 01:00 |
Сокольники | 05:30 | 01:00 |
Красносельская | 05:30 | 01:00 |
Комсомольская | 05:20 | 01:00 |
Чистые пруды | 05:25 | 01:00 |
Лубянка | 05:30 | 01:00 |
Кропоткинская | 05:30 | 01:00 |
Парк культуры | 05:30 | 01:00 |
Фрунзенская | 05:30 | 01:00 |
Спортивная | 05:30 | 01:00 |
Воробьёвы горы | 05:30 | 01:00 |
Университет | 05:30 | 01:00 |
Проспект Вернадского | 05:30 | 01:00 |
Юго-Западная | 05:30 | 01:00 |
Тропарёво | 05:30 | 01:00 |
Румянцево | 05:30 | 01:00 |
Саларьево | 05:30 | 03:00/01:00 |
Название станции | Открытие (четные/нечетные дни) |
Закрытие (четные/нечетные дни) |
---|---|---|
Кунцевская | 05:30 | 01:00 |
Пионерская | 05:30 | 01:00 |
Филёвский парк | 05:30 | 01:00 |
Багратионовская | 05:30 | 01:00 |
Фили | 05:30 | 01:00 |
Кутузовская | 05:30 | 01:00 |
Студенческая | 05:30 | 01:00 |
Международная | 05:30 | 01:00 |
Выставочная | 05:30 | 01:00 |
Смоленская | 05:30 | 01:00 |
Арбатская | 05:30 | 01:00 |
Александровский сад | 05:30 | 01:00 |
Название станции | Открытие (четные/нечетные дни) |
Закрытие (четные/нечетные дни) |
---|---|---|
Выставочный центр | 07:00 | 23:00 |
Телецентр | 07:00 | 23:00 |
Улица академика Королёва | 07:00 | 23:00 |
Улица Милашенкова | 07:00 | 23:00 |
Улица Сергея Эйзенштейна | 07:00 | 23:00 |
Тимирязевская | 07:00 | 23:00 |
Название станции | Открытие (четные/нечетные дни) |
Закрытие (четные/нечетные дни) |
---|---|---|
Новокосино | 05:30 | 01:00 |
Новогиреево | 05:25 | 01:00 |
Перово | 05:25 | 01:00 |
Шоссе Энтузиастов | 05:30 | 01:00 |
Авиамоторная | 05:30 | 01:00 |
Площадь Ильича | 05:30 | 01:00 |
Марксистская | 05:30 | 01:00 |
Третьяковская | 05:30 | 01:00 |
Деловой центр | 05:30 | 01:00 |
Парк Победы | 03:00 | 03:00 |
Минская | 03:00 | 03:00 |
Ломоносовский проспект | 03:00 | 03:00 |
Раменки | 03:00 | 03:00 |
Название станции | Открытие (четные/нечетные дни) |
Закрытие (четные/нечетные дни) |
---|---|---|
Андроновка | 05:30 | 01:00 |
Измайлово | 05:30 | 01:00 |
Локомотив | 05:30 | 01:00 |
Белокаменная | 05:30 | 01:00 |
Ростокино | 05:30 | 01:00 |
Окружная | 05:30 | 01:00 |
Верхние Котлы | 05:30 | 01:00 |
ЗИЛ | 05:30 | 01:00 |
Угрешская | 05:30 | 01:00 |
Новохохловская | 05:30 | 01:00 |
Нижегородская | 05:30 | 01:00 |
Лихоборы | 05:30 | 01:00 |
Балтийская | 05:30 | 01:00 |
Стрешнево | 05:30 | 01:00 |
Шелепиха | 05:30 | 01:00 |
Лужники | 05:30 | 01:00 |
Площадь Гагарина | 05:30 | 01:00 |
Крымская | 05:30 | 01:00 |
Хорошёво | 05:30 | 01:00 |
Соколиная Гора | 05:30 | 01:00 |
Бульвар Рокоссовского | 05:30 | 01:00 |
Шоссе Энтузиастов | 05:30 | 01:00 |
Владыкино | 05:30 | 01:00 |
Ботанический сад | 05:30 | 01:00 |
Кутузовская | 05:30 | 01:00 |
Деловой центр | 05:30 | 01:00 |
Автозаводская | 05:30 | 01:00 |
Дубровка | 05:30 | 01:00 |
Сотовая сеть покрывает бо́льшую часть станций Московского метро[к 1], кроме некоторых станций, запущенных в эксплуатацию во время правления Сергея Собянина. Также связью обеспечиваются многие переходы, эскалаторные наклоны и перегоны. Однако наличие покрытия и уровень сигнала сильно разнятся в зависимости от конкретной станции (перегона), а также от сотового оператора. Все перегоны Кольцевой линии обеспечены непрерывным покрытием[уточнить].
С марта 2007 года на трёх станциях Московского метро («Охотный Ряд», «Театральная» и «Площадь Революции») компанией «Комстар-ОТС» предоставляется платная услуга беспроводного доступа в Интернет (Wi-Fi)[49]. В 2012 году пробное оснащение метрополитена оборудованием Wi-Fi производилось компаниями «большой тройки»: на перегонах Кольцевой линии был проложен излучающий кабель МТС[50][51], станции и перегоны участка Серпуховско-Тимирязевской линии от «Менделеевской» до «Боровицкой» были оснащены «МегаФоном»[50], а в двух поездах Сокольнической линии тестировался сервис Wi-Fi от «Билайна»[50]. Впоследствии все три компании отказались от участия в конкурсе на оснащение всего метрополитена как от экономически невыгодного проекта[52][53].
Обеспечением услуги Wi-Fi на всех линиях метрополитена согласилось заняться ЗАО «МаксимаТелеком», а соисполнителем выступила компания «Энвижн Груп»[52]. На Каховской линии Wi-Fi запустили в сентябре 2013 года[54], на Кольцевой — в декабре[53]. В течение 2014 года сервисом были оснащены оставшиеся ветки метрополитена: Калининско-Солнцевская (февраль)[55], Сокольническая (март)[56], Люблинско-Дмитровская (июль)[57], Замоскворецкая (август)[58], Калужско-Рижская (октябрь)[59], Таганско-Краснопресненская (октябрь)[60], Серпуховско-Тимирязевская с Бутовской (ноябрь)[61], Арбатско-Покровская и Филёвская(декабрь)[62][63][64]. Услуга бесплатна и предоставляется только в вагонах, создавать точки доступа в вестибюлях и на станциях не планируется[61][62]. В настоящее время бесплатный (на условиях договора, запрещающего любые блокировщики рекламы) Wi-Fi предоставляется на всех перегонах и во всех поездах, кроме ретропоезда «Сокольники».
В 2015 году АО «МаксимаТелеком» запустило новый сервис таргетированной рекламы, который получил название Aura Place. Сервис позволит показывать рекламу только определённым пользователям в зависимости от станции и линии метро, от времени, а также от предполагаемого места работы и проживания пользователя[65].
Всем линиям даны названия и краткие обозначения, а также порядковые номера. Цвета в таблице соответствуют цветам линий на вышеприведённой схеме. Более того, эти цвета устоялись и дополнительно кодируют линии. Например, немалому числу людей выражение «красная ветка метро» скажет едва ли не больше, чем «Сокольническая линия», а говорить «серая ветка» можно быстрее и легче, чем запомнить и проговаривать официальное название «Серпуховско-Тимирязевская». Иногда используются и аббревиатуры названий линий, например, АПЛ — Арбатско-Покровская линия, ГЗЛ — Замоскворецкая (историческое название — Горьковско-Замоскворецкая).
№ | Название | Год открытия | Год открытия последней станции | Длина, км | Число станций | Среднее расстояние между станциями, км | Время проезда по линии, мин. | Средняя глубина станций, м |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сокольническая | 1935 | 2016 | 32,5 | 22 | 1,55 | 51 | −15,98 | |
Замоскворецкая | 1938 | 2015 | 39,9 | 22 | 1,90 | 59,5 | −16,90 | |
Арбатско-Покровская | 1938 | 2012 | 45,1 | 22 | 2,15 | 67 | −20,84 | |
Филёвская | 1958[к 2] | 2006 | 14,9 | 13 | 1,24 | 24/18 | −6,28 | |
Кольцевая | 1950 | 1954 | 19,3 | 12 | 1,61 | 30 | −40,96 | |
Калужско-Рижская | 1958 | 1990 | 37,6 | 24 | 1,63 | 57,5 | −24,31 | |
Таганско-Краснопресненская | 1966 | 2015 | 42,2 | 23 | 1,92 | 59,5 | −15,48 | |
Калининский радиус Калининско-Солнцевской[к 3] | 1979 | 2012 | 16,5 | 8 | 2,36 | 21,5 | −35,63 | |
Солнцевский радиус Калининско-Солнцевской[к 3] | 2014 | 2018 | 10,7 | 5 | 2,67 | 17 | −28,72 | |
Серпуховско-Тимирязевская | 1983 | 2016 | 41,2 | 25 | 1,72 | 59 | −26,82 | |
Люблинско-Дмитровская | 1995 | 2016 | 33,4 | 20 | 1,76 | 51 | −36,15 | |
Каховская[к 4] | 1995 | 1969[к 5] | 3,3 | 3 | 1,65 | 5 | −8 | |
Бутовская | 2003 | 2014 | 10,0 | 7 | 1,67 | 18 | +1,2 | |
Всего (без учёта монорельса и МЦК): | 346,6 | 206 | 1,79 | 529 | −22,00 | |||
Монорельс[к 6] | 2004 | 2004 | 4,7 | 6 | 0,94 | 20 | +6 | |
Московское центральное кольцо[к 7] | 2016 | 2016 | 54 | 31 | 1,74 | 82 |
Большинство линий московского метро проходит через центр города, за исключением Каховской и Бутовской, расположенных на окраинах. Кольцевая линия соединяет все остальные линии, кроме Каховской, Бутовской, Монорельса и МЦК.
Бóльшая часть путей и станций находится под землёй, однако есть и исключения. Так, Филёвская линия имеет длинный наземный участок от станции «Студенческая» до станции «Кунцевская» с 7 наземными станциями[83], а четыре из семи станций Бутовской линии расположены над землёй на эстакадах. Наземные участки также есть на Таганско-Краснопресненской, Сокольнической, Замоскворецкой и на Арбатско-Покровской линиях.
Также в московском метро есть 5 открытых метромостов. Из них 4 пересекают Москву-реку (Смоленский, Лужнецкий, Нагатинский и Митинский) и 1 — Яузу (Преображенский). Кроме того, существуют 6 крытых метромостов — например, Медведковский, который представляет собой тоннель, проходящий над Яузой.
На Замоскворецкой, Калужско-Рижской, Таганско-Краснопресненской, Калининской, Серпуховско-Тимирязевской и Люблинско-Дмитровской линиях ходят 8-вагонные составы; на Сокольнической и Солнцевской — 7-вагонные; на Каховской — 6-вагонные. На Бутовской линии ходят поезда «Русич» из 3 вагонов (секция одного вагона «Русич» примерно в 1,5 раза длиннее обычного вагона). На Арбатско-Покровской линии используются 5-вагонные составы «Русич» и 7-вагонные составы из обычных вагонов; на Филёвской используются 4-вагонные составы «Русич» и 6-вагонные обычные. Кольцевая линия обслуживается только 5-вагонными составами «Русич».
В 2001 году началась проработка проекта лёгкого метро в составе системы Московского метрополитена. Было решено провести линии в «спальные районы», остро нуждающиеся в высокоскоростном транспортном сообщении[84].
Изначально предполагалось сооружение эстакад с кривыми предельно малого радиуса и эксплуатация сочленённых двухвагонных составов «Яуза», однако позже было решено начать создание нового типа вагонов специально для наземных линий метрополитена. Допустимые радиусы кривых на лёгком метро определены в 150 м согласно СНиП (строительные нормы и правила). Для сравнения: допустимые радиусы кривых для обычного метро определены в 200 м (см. полное описание московского лёгкого метро).
Первый участок лёгкого метро из пяти станций Бутовской линии был открыт 27 декабря 2003 года. Однако по своим техническим характеристикам линия полностью соответствует обычному метро. В течение почти десяти лет она обозначалась на схемах как линия лёгкого метро. С конца 2012 года она указывается на схемах среди остальных линий метро, а с мая 2013 года обозначается на официальных схемах, изготовленных студией Артемия Лебедева, номером 12 вместо Л1. На пересадочных указателях Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской линий используется старое обозначение Л1.
В систему Московского метрополитена административно входит монорельсовая дорога. Участок монорельсовой дороги длиной 4,7 км с шестью станциями соединяет станции метрополитена «Тимирязевская» (линия 9), «Фонвизинская» (линия 10) и «ВДНХ» (линия 6). Первые поездки в «экскурсионном» режиме начались 20 ноября 2004 года, полностью система заработала с 10 января 2008 года.
Технологической связи между монорельсом и метрополитеном нет, поездка на монорельсе требовала до 31 декабря 2012 года отдельной оплаты. С 1 января 2013 года все виды проездных билетов для проезда на метрополитене также действуют и для оплаты проезда на Московской монорельсовой транспортной системе. При этом при осуществлении перехода со станций метрополитена на станции монорельса «ВДНХ» — «Выставочный центр», «Фонвизинская» — «Улица Милашенкова», «Тимирязевская» — «Тимирязевская» и обратно в течение 90 минут с момента входа на станцию дополнительная поездка с билета не списывается.
С декабря 2015 года на схемах в вагонах метрополитена система обозначается номером 13, вместо М1[к 6]
23 января 2018 года на линию возвращён «экскурсионный» режим движения, поезд ходит раз в 30 мин[85].
В 2012 году началась реконструкция Малого кольца Московской железной дороги под пассажирскую эксплуатацию. Изначально кольцо использовалось для грузовых перевозок между всеми десятью магистральными железнодорожными направлениями столицы, однако после реконструкции на первом и втором главных путях было организовано пассажирское движение. Линия пассажирских электропоездов представляет собой частично интегрированную с Московским метрополитеном (пересадки и частично система оплаты проезда) систему городской электрички — аналога немецкой модели S-Bahn, в рамках которого помимо основного названия Московское центральное кольцо (МЦК) также получила обозначение «Вторая кольцевая линия» и порядковый номер [86].
Московское центральное кольцо открылось для пассажиров 10 сентября 2016 года. Линия представляет собой кольцо, состоящее из 31 станции. В течение месяца со дня открытия проезд по МЦК был бесплатным для всех пассажиров.
В Московском метрополитене 206 станций. Из них 203 расположены на территории Москвы (2 из них — «Румянцево» и «Саларьево» — на территории Новой Москвы), 1 («Мякинино») — целиком в Московской области[87], 2 («Новокосино» и «Котельники») расположены на границе регионов. Многие станции меняли свои названия, некоторые — по нескольку раз. Бо́льшая часть станций — подземные, только 12 станций — наземные[к 8], и 5 — надземные (на эстакадах и мостах)[к 9]. Из подземных станций 79 глубокого заложения, 110 мелкого. Глубокие станции по конструкции разделяются на трёхсводчатые пилонные(55), трёхсводчатые колонные (20) и односводчатые (1, «Тимирязевская»)[к 1]. Станции мелкого заложения по конструкции разделяются на четырёхпролётные колонные (1, «Александровский сад»), трёхпролётные колонные (66), двухпролётные колонные (9)[к 10], однопролётные со сводчатым перекрытием (31) и однопролётные с плоским перекрытием (3, «Волжская», «Марьино» и «Улица Старокачаловская»). Восемь станций имеют боковые платформы[к 11], среди них только одна подземная — «Александровский сад». Шесть станций имеют платформы, расположенные в кривой[к 12]. Две станции имеют по две островные платформы («Полежаевская» и «Партизанская»). Шесть станций состоят из двух залов[к 1].
Так называемых «станций-призраков» в Московском метрополитене больше нет. Две закрывшиеся станции — изначальные «Калужская» и «Первомайская» — располагались на территории двух депо и теперь составляют их часть. В течение почти сорока лет на действующем перегоне Таганско-Краснопресненской линии присутствовала недостроенная станция, открывшаяся в 2014 году под названием «Спартак». На перегоне «Крылатское» — «Строгино» располагается техническая платформа «Троице-Лыково», которую теоретически можно перестроить в полноценную станцию для пассажиров. В пересадочный узел «Деловой центр» — «Выставочная» также входит законсервированная станция Третьего пересадочного контура.
Суммарно станции составляют 13 линий, обслуживаемых 31 пересадочным узлом. Из них один четырёхстанционный («Александровский сад» — «Арбатская» — «Библиотека имени Ленина» — «Боровицкая»), семь трёхстанционных и 23 двухстанционных. Шесть узлов («Китай-город», «Третьяковская », «Каширская», «Кунцевская», «Парк Победы» и «Петровско-Разумовская») имеют кросс-платформенную пересадку (на «Третьяковской» в пересадочный узел входят три станции, но кроссплатформенной пересадкой связаны две из них, третья связана с первыми двумя обычными переходами и носит другое название; на «Кунцевской» пересадка является кроссплатформенной только для поездов, следующих от центра города).
Длина платформ подавляющего количества станций — 155 м (8 вагонов) — это стандарт де-факто, действующий ещё с момента строительства первой очереди метрополитена. На новых станциях длина платформы была увеличена до 162 м. На станциях Филёвской линии, за исключением 160-метровой «Кунцевской», платформы имеют меньшую длину и рассчитаны на приём 6-вагонных составов, при этом платформы «Студенческой», изначально рассчитанные на приём 5-вагонных составов, были удлинены[88]. На станциях Бутовской линии длина платформ составляет 90 м и рассчитана на приём 4-вагонных составов.
Платформы снабжены громкой связью, по которой осуществляются объявления (о случающемся следовании поезда без остановки, отсутствии посадки на прибывающий поезд, о возможных технических проблемах на линиях метро и пр.). Практически на всех станциях характерный звуковой сигнал извещает пассажиров о скором прибытии очередного поезда. На отрезках эскалаторного транспорта, а также на межстанционных переходах со сравнительно высокими пассажиропотоками звучат напоминания о правилах пользования метрополитеном, а также музыкальные темы и стихи знаменитых поэтов; в новогодние праздники звучат новогодние поздравления и новогодние песни; до 1 июня 2018 года там звучали сообщения рекламного характера[89].
Спуск на подземные станции метрополитена и подъём на надземные осуществляется при помощи эскалаторов и лестничных маршей. В большинстве случаев эскалаторы однокаскадные, трёх- или четырёхниточные. Эскалаторами оборудованы 132 станции. Всего на станциях и в переходах Московского метрополитена 678 эскалаторов, в том числе 18 на станциях Монорельсовой транспортной системы. На выходах со станций Бутовской линии (кроме «Улицы Старокачаловской») и со станций «Тропарёво», «Жулебино», «Лермонтовский проспект», «Новокосино», «Борисово», «Шипиловская», «Зябликово» (также на переходе на станцию «Красногвардейская»), «Алма-Атинская», «Пятницкое шоссе», «Митино», «Волоколамская», «Строгино», «Кунцевская» (только на платформе в сторону станции «Славянский бульвар») и «Славянский бульвар» построены лифты, а на станции «Новоясеневская» на лестнице для людей с ограничениями опорно-двигательной системы также установлен специальный подъёмник. До 2014 года аналогичный подъёмник существовал на станции «Алтуфьево».
Все подземные станции имеют наземные или подземные вестибюли, часто совмещённые с подуличными пешеходными переходами. Наземные вестибюли могут как представлять собой отдельные здания, так и быть встроенными в другие дома или объединёнными с ними (например, вокзалы). Подземные вестибюли часто имеют выход на поверхность в виде лестничных пролётов, вырезанных посреди улицы, которые иногда закрываются остеклёнными павильонами. Часть вестибюлей также играют роль перехода с одной станции на другую.
Вестибюли станций первой и второй очередей метрополитена, многоуровневые, часто имеют наземный или встроенный павильон, далее расходящиеся лестничные марши, которые спускаются на промежуточные кассовый и турникетный уровни, и только потом доступ к платформам. Однако из-за неудобства такой схемы, начиная с третьей очереди, их сменили наземные вестибюли. В начале 1960-х, в связи с появлением типового проекта станций, была принята и новая типовая схема — подземный вестибюль, соединённый с подземными переходами. С тех пор наземные вестибюли стали исключением, и их строили только в отдельных случаях.
Площадь облицовки станций (всего) — 795,5 тыс. м², в том числе: мраморной плиткой — 358,5 тыс. м², гранитной плиткой — 72,6 тыс. м², разной плиткой — 219,9 тыс. м², прочей облицовкой — 144,4 тыс. м²[4].
На радиальных линиях при движении к центру Москвы названия станций объявляются мужскими голосами, а при движении от центра — женскими. На Кольцевой линии мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские — в обратную сторону[93]. Это сделано для ориентации проезда незрячих и слабовидящих граждан. Такой вариант был предложен в 1984 году. Тем не менее, на участке Калужско-Рижской линии от Третьяковской до Тургеневской (включительно) станции объявляются только женским голосом в обе стороны. Аналогичная ситуация в настоящее время и на Арбатско-Покровской линии (станция Арбатская, только составы 81-740.1/81-741.1, приписанные к ТЧ-16). На Сокольнической линии на станции Лубянка по прибытии с Чистых Прудов и Охотного Ряда станция объявляется мужским голосом, при отправлении — женским. Аналогичная ситуация и на Люблинско-Дмитровской линии: при прибытии поездов на станцию Сретенский бульвар со стороны Чкаловской и Трубной станция и пересадки объявляются мужским голосом, а отправление — женским. На Филёвской линии в сторону станции Кунцевская объявляются женским голосом, в обратную сторону — мужским. На Каховской линии от Каховскойдо Каширской звучит мужской голос, в обратную сторону — женский. Аналогичная ситуация на Калининской линии (до соединения её с Солнцевским радиусом). На МЦК и монорельсе звучит только мужской голос. Записи объявлений в информаторах сделаны преимущественно Сергеем Куликовских и Юлией Романовой-Кутьиной[94], за исключением Таганско-Краснопресненской линии (Алексей Россошанский и Екатерина Пясецкая, за исключением объявлений автостанций, железнодорожных станций, переходов на МЦК, объявлений о поручнях и при объявлении об административной ответственности перед заездом в тупик, которые объявляют Сергей Куликовских и Юлия Романова-Кутьина), МЦК (только Алексей Россошанский) и монорельса. До 2018 года в резервных головных вагонах ТЧ-10 также действовал автоинформатор старого образца (1990—2005 годов), хотя в основном перепрошивка автоинформатора на Калужско-Рижской линии была произведена в июне 2004 года[95]
В 2004 году стартовала акция «Голос метро». Вместо привычных голосов в метро зазвучали голоса знаменитых актёров. Объявления станций Сокольнической линии озвучили своими голосами Элина Быстрицкая, Татьяна Васильева, Екатерина Васильева, Галина Волчек, Валерий Гаркалин, Людмила Гурченко, Лев Дуров, Валерий Золотухин, Владимир Меньшов, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Любовь Полищук, Константин Райкин, Нина Русланова, Валентина Талызина, Михаил Ульянов, Наталья Фатеева, Александр Ширвиндт, Борис Щербаков, Владимир Этуш, Сергей Юрский, Юрий Яковлев и Леонид Ярмольник. «Голоса метро» приветствовали пассажиров Сокольнической линии в День города, день рождения метрополитена и в новогодние праздники. После смерти Людмилы Гурченко акция «Голос метро» была приостановлена.
30 апреля 2015 года в связи с предстоящим празднованием 80-летия метро акция была возрождена под названием «Голоса метро»[96]. В обновлённом варианте акции станции на всех линиях метрополитена объявляются актёрами театра и кино, певцами и телеведущими[97].
Линия | Пара голосов |
---|---|
Сокольническая | Армен Джигарханян и Екатерина Андреева |
Замоскворецкая и Каховская | Валерий Сюткин и Вера Алентова |
Арбатско-Покровская | Дмитрий Губерниев и Валерия |
Филёвская | Александр Васильев и Ирина Муравьёва |
Кольцевая | Никита Михалков и Кристина Орбакайте |
Калужско-Рижская | Гоша Куценко и Яна Чурикова |
Таганско-Краснопресненская | Александр Розенбаум и Светлана Немоляева |
Калининско-Солнцевская | Дмитрий Дюжев и Наталья Крачковская |
Серпуховско-Тимирязевская | Михаил Ефремов и Оксана Фёдорова Иосиф Кобзон (поезд «70 лет Великой Победы») Игорь Кириллов (поезд «80 лет в ритме столицы») |
Люблинско-Дмитровская | Дмитрий Маликов и Нонна Гришаева/Лолита Милявская |
Бутовская | Стас Михайлов и Анжелика Варум |
В ходе акции не были переозвучены такие служебные объявления, как «Уважаемые пассажиры! Побыстрее выходите из вагонов! Побыстрее проходите в вагоны». Официально было объявлено, что акция продлится до конца мая 2015 года, но фактически информаторы почти во всех поездах, кроме Калужско-Рижской линии, были возвращены к старым записям вскоре примерно в середине 20-х чисел мая.
Источники:
http://protransport.msk.ru/metro/
Википедия